Институт
повышения квалификации
профсоюзных кадров
+7 (347) 223-07-10 +7 (347) 223-07-17
450059, РБ, г. Уфа, ул. Зорге, 17/1

Темы профсоюзных семинаров

«Организационно-массовая работа профсоюзов» (1 день, 8 часов)

  1. Место и роль профсоюзов в обществе.
  2. Структура профсоюзов.
  3. Учет, прием в члены профсоюза.
  4. Планирование работы.
  5. Подготовка и проведение собраний, заседаний профорганов.
  6. VII съезд ФНПР об организационном укреплении, информационной и кадровой политике профсоюзов.

«Мотивация профсоюзного членства» (1 день, 8 часов)

  1. Почему я в профсоюзе?
  2. Мотивация – это…
  3. Профсоюзы вчера, сегодня, завтра.
  4. Деловая игра по теме.
  5. Пирамида потребностей и профсоюзы.
  6. Организационное укрепление профсоюзов.
  7. Информационная работа профсоюзов.
  8. Кадровая политика профсоюзов.

«Профсоюзное дело» (1 день, 8 часов)

  1. Место и роль профсоюзов в обществе.
  2. Организационное укрепление профсоюзов.
  3. Информационная работа профсоюзов.
  4. Кадровая политика профсоюзов.
  5. Коллективный договор в системе социального партнерства.
  6. Трудовой кодекс РФ и правоприменительная практика профсоюзов.

«Современные технологии обучения профсоюзных кадров и актива» (5 дней, 40 часов)

  1. Приоритетные направления деятельности профсоюзов в условиях развития рыночных отношений: вопросы теории и практики.
  2. Мастерство публичного выступления
  3. Инновационные технологии обучения.
  4. Обмен опытом проведения практических занятий на базовых предприятиях.

«Индивидуальные трудовые споры» (1 день, 8 часов)

  1. Вводная часть: представление слушателей, разъяснение целей и задач проводимого семинара.
  2. Проблема возникновения споров и их разрешение.
  3. Характеристика индивидуальных трудовых споров:
    • понятия индивидуального трудового спора;
    • нормативная база (Трудовой кодекс, Закон о порядке разрешения индивидуальных трудовых споров).
    • блиц-опрос
  4. Определение круга вопросов, по которым возникают трудовые споры между работником и работодателем на предприятиях, в учреждениях, организациях и их сортировка. Работа в малых группах.
  5. Рассмотрение индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам.

«Участие профсоюзов в регулировании заработной платы» (3 дня, 24 часа)

  1. Цели и задачи государственной политики в области заработной платы. Ситуация по заработной плате в республике.
  2. Работа в малых группах. Переговоры об индексации заработной платы. Профсоюзный комитет – Работодатель. Разбор игры.
  3. Понятие уровня жизни (МРОТ, ПМ, МПБ). Понятия – нищий, бедный, малообеспеченный, состоятельный, богатый.
  4. Цена и стоимость рабочей силы. Функции заработной платы. Новое в оплате труда в Трудовом кодексе.
  5. Работа в малых группах. Разработка раздела макета коллективного договора «Оплата труда».
  6. Презентация каждой группой макета коллективного договора.
  7. Ролевая игра. Переговоры о повышении заработной платы профсоюзного комитета и работодателя.

«Заключение коллективного договора» (2 дня, 20 часов)

Двухдневный семинар-тренинг проводится с использованием новых образовательных технологий по методике, рекомендованной Учебным центром ФНПР в рамках проекта МОТ – ФНПР.

Цель семинара – подготовка профсоюзного актива:

  • к работе с трудовыми коллективами на этапе формирования коллективного договора;
  • к составлению коллективного договора и формированию команды единомышленников;
  • к проведению переговоров с работодателями по заключению коллективного договора.

  1. Вводная часть: знакомство участников семинара, согласование целей семинара.
  2. Обсуждение проблем участников, возникающих при работе с коллективом.
  3. Методы работы с коллективом на этапе формирования необходимости коллективного договора.
  4. Задачи профсоюзного комитета по формированию коллективного договора.
  5. Выработка позиции профсоюзного комитета на этапе подготовки переговоров с работодателем.
  6. Элементы переговоров и аспекты (аргументация, коммуникация, подготовка).
  7. Основные стадии переговоров.
  8. Переговоры.
  9. Конфликты при переговорах и способы их разрешения.
  10. Подведение итогов работы семинара.

«Анализ и разрешение конфликтных ситуаций в работе профсоюзных организаций и их лидеров» (5 дней, 40-45 часов)

  1. Вводная часть: цель и задачи семинара-тренинга, знакомство с участниками семинара (видеоролевая игра «Презентация», участники делятся на две учебные группы). Совместное подведение итогов видеоролевой игры.
  2. Составление базы профессиональных конфликтов (работа в двух учебных группах).
  3. Типы конфликтов: конфликт ценностей, конфликт интересов, конфликт средств достижения целей, конфликт разных потенциалов, конфликт правил взаимодействия. Иллюстрация типов конфликта в ролевой игре (видеосъемка). Способы урегулирования конфликта. Ролевая игра (видеосъемка).
  4. Составление списка типов поведения помогающих и мешающих достижению соглашения в конфликте. Умею ли я слушать? Цикл упражнений для отработки умения слушать.
  5. Преодоление стрессов и напряженных состояний – обучение расслаблению. Ступени преодоления стресса и напряжения. Домашнее задание.
  6. Работа по группам. Обсуждение вопроса «Что мне мешает и помогает разрешать конфликт?». Анализ результатов обсуждения. Диагностика личностных черт характера:
    • конфликтный ли я человек;
    • стратегии поведения в конфликте;
    • стрессоустойчивость.
  7. Стратегия поведения в конфликте (теоретический материал):
    • соперничество;
    • сотрудничество;
    • компромисс;
    • избегание;
    • приспособление.
  8. Групповая дискуссия «Достоинства и недостатки стратегий поведения в конфликте».
  9. Домашнее задание.
  10. Ролевая ситуация: «Роль посредника конфликтной ситуации» (видеосъемка).
  11. Обсуждение и анализ ситуации по вопросу:

    «Прежде чем принимать те или иные решения, касающиеся конкретной ситуации, необходимо знать следующее»:

    • в чем суть конфликта;
    • участники конфликта;
    • позиции и интересы участников;
    • отношения и эмоциональные установки у частников.
  12. Участники конфликта. Их позиции и интересы. Как работать в ситуации конфликта «Я и толпа». Роли участников конфликта (лидеры, эксперты, приспосабливающиеся, «козлы отпущения», оппозиционеры и др.)
  13. Принципы разрешения конфликта. Предъявление схемы данного процесса. Обсуждение теоретического материала.
  14. Ролевая ситуация «Я и толпа» (видеосъемка). Разбор и анализ ситуации. Работа участников ситуации в малых группах.
  15. Разрешение конфликтов. Модель арбитража. Преимущества и недостатки. Модель посредничества в конфликтных ситуациях. Обсуждение этапов модели.
  16. Беседа с первой стороной конфликта.
  17. Беседа со второй стороной конфликта.
  18. Анализ результатов бесед. Подготовка к переговорам.
  19. Начало переговоров. Основная часть. Обсуждение проблемы. Поведение посредника. Заключительный этап: соглашение. Трудности в работе посредника. Расслабление. Подведение итогов.
  20. Как вести себя с людьми различных типов.
  21. Распознавание этих типов людей («паровой каток», «скрытый агрессор», «разгневанный ребенок», «жалобщик», «молчун», «сверхпокладистый»).
  22. Решение проблемы и принятие решений при помощи «мозгового штурма».
  23. Этапы «мозгового штурма». Ценность этого метода.
  24. Анализ и разбор ситуаций участников семинара-тренинга.
  25. Завершение работы. Подведение итогов семинара.

«Коллективные переговоры по вопросам оплаты труда на предприятиях и в организациях» (2 дня, 16 часов)

  1. Организация коллективных переговоров между работодателем и профсоюзной организацией по вопросам оплаты труда.
  2. Необходимость коренного реформирования заработной платы.
  3. Современные принципы организации заработной платы.
  4. Виды (системы) оплаты труда.
  5. Определение размера минимальной тарифной ставки.
  6. Тарифная сетка – основа организации зарплаты сотрудников.
  7. Условия оплаты труда рабочих.
  8. Оплата труда служащих.
  9. Виды надбавок и доплат.
  10. Премирование работников производственных отраслей.
  11. Премирование служащих.
  12. Индексация заработной платы.
  13. Оформление результатов коллективных переговоров между администрацией и профсоюзной организацией по оплате труда на предприятии.

«Психология успеха или как создать команду» (1 день, 8 часов)

  1. Выявление особенностей коллектива.
  2. Коллектив как система. Групповая динамика.
  3. Оценка индивидуальных особенностей членов команды.
  4. Диагностика особенностей межличностных коммуникаций.
  5. Факторы, влияющие на эффективность команды.
  6. Выявление лидеров групп.
  7. Стили руководства.
  8. Влияние руководителя на систему отношений в группе.
  9. Вертикальные и горизонтальные взаимодействия.
  10. Фундаментальная ошибка атрибуции.
  11. Групповые нормы. Норма социальной ответственности. Норма взаимности.
  12. Групповые стереотипы.
  13. Поведение группы в конфликтных ситуациях. Мозговой штурм.
  14. Техника сплочения команды.
  15. Выявление мотивации и целей сотрудников.
  16. Ориентация команды на единую цель.
  17. Миссия фирмы.

«Психология управления и бизнес-психология» (3 дня, 24 часа)

  1. Ведение деловых переговоров:
    • эффективные приемы установления контакта;
    • выход из конфликтной ситуации;
    • ответы на каверзные вопросы и защита своей точки зрения;
    • работа с отговорками партнера по общению;
  2. Особенности телефонных переговоров:
    • установление первичного контакта;
    • удержание сложного клиента;
    • различные способы продаж по телефону.
  3. Управление персоналом:
    • поощрения и наказания, материальное стимулирование;
    • работа с сопротивляющейся группой;
    • психологические особенности работы с микрогруппами;
    • взаимодействия с руководителями различных уровней;
    • делегирование полномочий.
  4. Формы преподнесения продукции предприятия:
    • общие принципы эффективного взаимодействия с покупателями;
    • презентация товара и услуги;
    • особенности совершения покупки или заключения сделки;
    • работа с «трудными» партнерами;
    • приемы убеждения и переубеждения;
    • правила реагирования на возражения покупателей.
  5. Разбор проблем участников семинара.
«Психологическое мастерство руководителя» (3 дня, 24 часа)

Общение как инструмент руководителя:
  • язык тела, чтение невербальных сигналов собеседника;
  • понятие о репрезентативных системах;
  • понятие конгруэнтности;
  • присоединение по позе, жестам, голосу, репрезентативной системе;
  • переформирование смысла и контекста;
  • переформирование и разукрупнение в деловых переговорах;
  • модель эффективного управления
  • использование косвенного внушения.
Личность руководителя:
  • позиция восприятия;
  • отработка использования трех позиций для получения полного объема информации;
  • устранение личностных ограничений эффективного руководства на различных уровнях.
Организация как система:
  • процессы лидерства в организации и управление ими.
Навыки руководства:
  • древневосточные и современные воззрения на концепцию лидерства;
  • переговоры;
  • делегирование полномочий, разделение отношений;
  • конфликты, поощрения и наказания.
«Управление персоналом» (5 дней, 40 часов)
  1. Роль человеческого фактора в экономическом развитии.
  2. Кадровая политика предприятия.
  3. Методология управления персоналом.
  4. Организационная структура управления персоналом.
  5. Кадровое, информационное, делопроизводственное, методическое обеспечение системы управления персоналом.
  6. Планирование персонала.
  7. Отбор, найм и высвобождение персонала.
  8. Разработка модели рабочего места.
  9. Деловая игра «Отбор претендентов».
  10. Адаптация персонала.
  11. Мотивация персонала.
  12. Развитие персонала.
  13. Система вознаграждения. Деловая игра «Метод Хейсистем».
  14. Оценка персонала.
«Преодоление стрессового напряжения и усталости» (3 дня, 24 часа)
Теоретический курс:
  1. Стресс (определение, формы, этапы, факторы).
  2. Эмоциональное напряжение, причина стрессового напряжения.
  3. Эмоциональное напряжение и возникновение усталости.
  4. Эмоциональная чувствительность, мобильность, устойчивость.
  5. Эмоциональное состояние и поведение.
  6. Причины возникновения эмоционального состояния.
  7. Основы регуляции эмоционального состояния.
  8. Предупреждение эмоционального и стрессового напряжения.
Диагностика эмоционального напряжения:
  1. Тестирование.
  2. Обсуждение результатов тестирования.
Релаксационный тренинг:
  1. Психологические методы: переформулирование проблемы, позитивное мышление, направленное воображение.
  2. Психофизиологические методы: дыхательные упражнения, идеомоторные упражнения.
  3. Физические методы: гармонирующая гимнастика, самомассаж.
«Управление конфликтами» (1 день, 10 часов)
  1. Природа конфликта в организации. Понятие конфликта. Типы конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Структура конфликта. Функции конфликтов. Динамика конфликтов.
  2. Управление конфликтной ситуацией. Предупреждение конфликтов в организации: прогнозирование и профилактика. Теория и практика разрешения конфликтов. Эффективные способы управления конфликтной ситуацией. Роль менеджера и роль профсоюзного комитета в управлении конфликтными ситуациями.
  3. Тестирование, анализ конкретных ситуаций.
  4. Тренинг.
  5. Деловая игра.
«Основы кадровой работы. Психологические аспекты» (3 дня, 24 часа)
  1. Основные направления, формы и методы защиты профсоюзами прав трудящихся.
  2. Трудовой договор. Обеспечение занятости, гарантии права на труд.
  3. Вопросы оплаты труда.
  4. Трудовая дисциплина. Правила внутреннего трудового распорядка.
  5. Пенсионное законодательство.
  6. Рабочее время. Время отдыха.
  7. Законодательство об охране труда.
  8. Делопроизводство: новые формы учетной документации.
  9. Социально-психологическая компетентность партнеров в деловом общении.
  10. Тестирование как метод определения деловых и личностных качеств претендентов на должность. Определение коммуникативных и организаторских способностей.
  11. Формирование успешно работающей «команды» и оптимального психологического климата в коллективе.
  12. Определение творческого потенциала и творческого возраста кандидатов на должность.
  13. Психологические характеристики личности и их значение при найме на должность.
  14. Определение психотипов претендентов и их характеристики.
  15. Деловая беседа при приеме на работу.
  16. Учебная игра «Прием на работу».
  17. Формирование позитивного имиджа специалиста.
  18. Методики оценки деловых и личностных качеств работников.
  19. Вербальная коммуникация в профессиональной деятельности.
  20. Приемы убеждения в деловом общении.
«Социальные технологии делового общения» (3 дня, 26-30 часов)
  1. Актуальность курса. Коммуникативная и социально-психологическая компетентность руководителя.
  2. Определение уровня общительности у слушателей. Характеристика групп разного уровня общительности и специфика работы с ними.
  3. Управленческое общение. Психологические правила формулирования распоряжений. Условия правильного их понимания и принятия к исполнению.
  4. Определение у слушателей умения излагать свои мысли, умения говорить и слушать.
  5. Понятия и приемы аттракции, формирование положительного к себе отношения со стороны партнеров и подчиненных.
  6. Методика субъективной необъективной оценки своих профессиональных качеств.
  7. Речь руководителя как основное средство общения. Закономерности восприятия устной речи. Управление слушателями.
  8. Определение активной и пассивной лексики слушателей. Работа над интонационной выразительностью речи.
  9. Деловые переговоры. Приемы убеждения партнера. Некорректные приемы.
  10. Расчет эффективности вариантов предложений.
  11. Индивидуально-психологические аспекты поведения партнеров в деловом общении.
  12. Определение своего психотипа.
  13. Организация рабочего дня руководителя. Суточная работоспособность мозга. Управление на основе биоритмов.
  14. Определение своей эффективности работы.
  15. Деловой этикет. Деловые приемы как форма сотрудничества.
«Основы менеджмента»
  1. Менеджмент в рыночной экономике: сущность, содержание, роль. Современная ответственная экономика и проблемы управления.
  2. Управление организацией (предприятием). Организация как социотехническая система. Внутренняя и внешняя среда организации.
  3. Информационное обеспечение управления. Система коммуникаций. Методы принятия и реализации управленческих решений.
  4. Функции менеджмента. Стратегическое направление. Организация взаимодействия и распределения полномочий.
  5. Мотивация и контроль в организации.
  6. Руководство и власть. Стили лидерства. Управление конфликтами в организации. Профессиональные и личностные качества менеджера.
  7. Менеджмент и эффективность деятельности организации. Инновационная программа менеджера. Управление рисками. Управление качеством труда и продукции.
  8. Зарубежный и отечественный опыт менеджмента.
  9. Тестирование. Анализ конкретных ситуаций.
  10. Деловая игра.