Темы профсоюзных семинаров
«Организационно-массовая работа профсоюзов» (1 день, 8 часов)
- Место и роль профсоюзов в обществе.
- Структура профсоюзов.
- Учет, прием в члены профсоюза.
- Планирование работы.
- Подготовка и проведение собраний, заседаний профорганов.
«Мотивация профсоюзного членства» (1 день, 8 часов)
- Почему я в профсоюзе?
- Мотивация – это…
- Профсоюзы вчера, сегодня, завтра.
- Деловая игра по теме.
- Пирамида потребностей и профсоюзы.
- Организационное укрепление профсоюзов.
- Информационная работа профсоюзов.
- Кадровая политика профсоюзов.
«Профсоюзное дело» (1 день, 8 часов)
- Место и роль профсоюзов в обществе.
- Организационное укрепление профсоюзов.
- Информационная работа профсоюзов.
- Кадровая политика профсоюзов.
- Коллективный договор в системе социального партнерства.
- Трудовой кодекс РФ и правоприменительная практика профсоюзов.
«Современные технологии обучения профсоюзных кадров и актива» (5 дней, 40 часов)
- Приоритетные направления деятельности профсоюзов в условиях развития рыночных отношений: вопросы теории и практики.
- Мастерство публичного выступления
- Инновационные технологии обучения.
- Обмен опытом проведения практических занятий на базовых предприятиях.
«Индивидуальные трудовые споры» (1 день, 8 часов)
- Проблема возникновения споров и их разрешение.
- Характеристика индивидуальных трудовых споров:
- понятия индивидуального трудового спора;
- нормативная база (Трудовой кодекс, Закон о порядке разрешения индивидуальных трудовых споров).
- блиц-опрос
- Определение круга вопросов, по которым возникают трудовые споры между работником и работодателем на предприятиях, в учреждениях, организациях и их сортировка. Работа в малых группах.
- Рассмотрение индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам.
«Участие профсоюзов в регулировании заработной платы» (3 дня, 24 часа)
- Цели и задачи государственной политики в области заработной платы. Ситуация по заработной плате в республике.
- Работа в малых группах. Переговоры об индексации заработной платы. Профсоюзный комитет – Работодатель. Разбор игры.
- Понятие уровня жизни (МРОТ, ПМ, МПБ).
- Цена и стоимость рабочей силы. Функции заработной платы. Трудовой кодекс об оплате труда.
- Работа в малых группах. Разработка раздела макета коллективного договора «Оплата труда».
- Презентация каждой группой макета коллективного договора.
- Ролевая игра. Переговоры о повышении заработной платы.
«Заключение коллективного договора» (2 дня, 20 часов)
Двухдневный семинар-тренинг проводится с использованием новых образовательных технологий по методике, рекомендованной Учебным центром ФНПР в рамках проекта МОТ – ФНПР.
Цель семинара – подготовка профсоюзного актива:
- к работе с трудовыми коллективами на этапе формирования коллективного договора;
- к составлению коллективного договора и формированию команды единомышленников;
- к проведению переговоров с работодателями по заключению коллективного договора.
- Вводная часть: знакомство участников семинара, согласование целей семинара.
- Обсуждение проблем участников, возникающих при работе с коллективом.
- Методы работы с коллективом на этапе формирования необходимости коллективного договора.
- Задачи профсоюзного комитета по формированию коллективного договора.
- Выработка позиции профсоюзного комитета на этапе подготовки переговоров с работодателем.
- Элементы переговоров и аспекты (аргументация, коммуникация, подготовка).
- Основные стадии переговоров.
- Переговоры.
- Конфликты при переговорах и способы их разрешения.
- Подведение итогов работы семинара.
«Анализ и разрешение конфликтных ситуаций в работе профсоюзных организаций и их лидеров» (5 дней, 40-45 часов)
- Вводная часть: цель и задачи семинара-тренинга, знакомство с участниками семинара (видеоролевая игра «Презентация», участники делятся на две учебные группы). Совместное подведение итогов видеоролевой игры.
- Составление базы профессиональных конфликтов (работа в двух учебных группах).
- Типы конфликтов: конфликт ценностей, конфликт интересов, конфликт средств достижения целей, конфликт разных потенциалов, конфликт правил взаимодействия. Иллюстрация типов конфликта в ролевой игре (видеосъемка). Способы урегулирования конфликта. Ролевая игра (видеосъемка).
- Составление списка типов поведения помогающих и мешающих достижению соглашения в конфликте. Умею ли я слушать? Цикл упражнений для отработки умения слушать.
- Преодоление стрессов и напряженных состояний – обучение расслаблению. Ступени преодоления стресса и напряжения. Домашнее задание.
- Работа по группам. Обсуждение вопроса «Что мне мешает и помогает разрешать конфликт?». Анализ результатов обсуждения. Диагностика личностных черт характера:
- конфликтный ли я человек;
- стратегии поведения в конфликте;
- стрессоустойчивость.
- Стратегия поведения в конфликте (теоретический материал):
- соперничество;
- сотрудничество;
- компромисс;
- избегание;
- приспособление.
- Групповая дискуссия «Достоинства и недостатки стратегий поведения в конфликте».
- Домашнее задание.
- Ролевая ситуация: «Роль посредника конфликтной ситуации» (видеосъемка).
- Обсуждение и анализ ситуации по вопросу:
«Прежде чем принимать те или иные решения, касающиеся конкретной ситуации, необходимо знать следующее»:
- в чем суть конфликта;
- участники конфликта;
- позиции и интересы участников;
- отношения и эмоциональные установки у частников.
- Участники конфликта. Их позиции и интересы. Как работать в ситуации конфликта «Я и толпа». Роли участников конфликта (лидеры, эксперты, приспосабливающиеся, «козлы отпущения», оппозиционеры и др.)
- Принципы разрешения конфликта. Предъявление схемы данного процесса. Обсуждение теоретического материала.
- Ролевая ситуация «Я и толпа» (видеосъемка). Разбор и анализ ситуации. Работа участников ситуации в малых группах.
- Разрешение конфликтов. Модель арбитража. Преимущества и недостатки. Модель посредничества в конфликтных ситуациях. Обсуждение этапов модели.
- Беседа с первой стороной конфликта.
- Беседа со второй стороной конфликта.
- Анализ результатов бесед. Подготовка к переговорам.
- Начало переговоров. Основная часть. Обсуждение проблемы. Поведение посредника. Заключительный этап: соглашение. Трудности в работе посредника. Расслабление. Подведение итогов.
- Как вести себя с людьми различных типов.
- Распознавание этих типов людей («паровой каток», «скрытый агрессор», «разгневанный ребенок», «жалобщик», «молчун», «сверхпокладистый»).
- Решение проблемы и принятие решений при помощи «мозгового штурма».
- Этапы «мозгового штурма». Ценность этого метода.
- Анализ и разбор ситуаций участников семинара-тренинга.
- Завершение работы. Подведение итогов семинара.
«Коллективные переговоры по вопросам оплаты труда на предприятиях и в организациях» (2 дня, 16 часов)
- Организация коллективных переговоров между работодателем и профсоюзной организацией по вопросам оплаты труда.
- Необходимость коренного реформирования заработной платы.
- Современные принципы организации заработной платы.
- Виды (системы) оплаты труда.
- Определение размера минимальной тарифной ставки.
- Тарифная сетка – основа организации зарплаты сотрудников.
- Условия оплаты труда рабочих.
- Оплата труда служащих.
- Виды надбавок и доплат.
- Премирование работников производственных отраслей.
- Премирование служащих.
- Индексация заработной платы.
- Оформление результатов коллективных переговоров между администрацией и профсоюзной организацией по оплате труда на предприятии.
«Психология успеха или как создать команду» (1 день, 8 часов)
- Выявление особенностей коллектива.
- Коллектив как система. Групповая динамика.
- Оценка индивидуальных особенностей членов команды.
- Диагностика особенностей межличностных коммуникаций.
- Факторы, влияющие на эффективность команды.
- Выявление лидеров групп.
- Стили руководства.
- Влияние руководителя на систему отношений в группе.
- Вертикальные и горизонтальные взаимодействия.
- Фундаментальная ошибка атрибуции.
- Групповые нормы. Норма социальной ответственности. Норма взаимности.
- Групповые стереотипы.
- Поведение группы в конфликтных ситуациях. Мозговой штурм.
- Техника сплочения команды.
- Выявление мотивации и целей сотрудников.
- Ориентация команды на единую цель.
- Миссия фирмы.
«Психология управления и бизнес-психология» (3 дня, 24 часа)
- Ведение деловых переговоров:
- эффективные приемы установления контакта;
- выход из конфликтной ситуации;
- ответы на каверзные вопросы и защита своей точки зрения;
- работа с отговорками партнера по общению;
- Особенности телефонных переговоров:
- установление первичного контакта;
- удержание сложного клиента;
- различные способы продаж по телефону.
- Управление персоналом:
- поощрения и наказания, материальное стимулирование;
- работа с сопротивляющейся группой;
- психологические особенности работы с микрогруппами;
- взаимодействия с руководителями различных уровней;
- делегирование полномочий.
- Формы преподнесения продукции предприятия:
- общие принципы эффективного взаимодействия с покупателями;
- презентация товара и услуги;
- особенности совершения покупки или заключения сделки;
- работа с «трудными» партнерами;
- приемы убеждения и переубеждения;
- правила реагирования на возражения покупателей.
- Разбор проблем участников семинара.
- язык тела, чтение невербальных сигналов собеседника;
- понятие о репрезентативных системах;
- понятие конгруэнтности;
- присоединение по позе, жестам, голосу, репрезентативной системе;
- переформирование смысла и контекста;
- переформирование и разукрупнение в деловых переговорах;
- модель эффективного управления
- использование косвенного внушения.
- позиция восприятия;
- отработка использования трех позиций для получения полного объема информации;
- устранение личностных ограничений эффективного руководства на различных уровнях.
- процессы лидерства в организации и управление ими.
- древневосточные и современные воззрения на концепцию лидерства;
- переговоры;
- делегирование полномочий, разделение отношений;
- конфликты, поощрения и наказания.
- Роль человеческого фактора в экономическом развитии.
- Кадровая политика предприятия.
- Методология управления персоналом.
- Организационная структура управления персоналом.
- Кадровое, информационное, делопроизводственное, методическое обеспечение системы управления персоналом.
- Планирование персонала.
- Отбор, найм и высвобождение персонала.
- Разработка модели рабочего места.
- Деловая игра «Отбор претендентов».
- Адаптация персонала.
- Мотивация персонала.
- Развитие персонала.
- Система вознаграждения. Деловая игра «Метод Хейсистем».
- Оценка персонала.
- Стресс (определение, формы, этапы, факторы).
- Эмоциональное напряжение, причина стрессового напряжения.
- Эмоциональное напряжение и возникновение усталости.
- Эмоциональная чувствительность, мобильность, устойчивость.
- Эмоциональное состояние и поведение.
- Причины возникновения эмоционального состояния.
- Основы регуляции эмоционального состояния.
- Предупреждение эмоционального и стрессового напряжения.
- Тестирование.
- Обсуждение результатов тестирования.
- Психологические методы: переформулирование проблемы, позитивное мышление, направленное воображение.
- Психофизиологические методы: дыхательные упражнения, идеомоторные упражнения.
- Физические методы: гармонирующая гимнастика, самомассаж.
- Природа конфликта в организации. Понятие конфликта. Типы конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Структура конфликта. Функции конфликтов. Динамика конфликтов.
- Управление конфликтной ситуацией. Предупреждение конфликтов в организации: прогнозирование и профилактика. Теория и практика разрешения конфликтов. Эффективные способы управления конфликтной ситуацией. Роль менеджера и роль профсоюзного комитета в управлении конфликтными ситуациями.
- Тестирование, анализ конкретных ситуаций.
- Тренинг.
- Деловая игра.
- Основные направления, формы и методы защиты профсоюзами прав трудящихся.
- Трудовой договор. Обеспечение занятости, гарантии права на труд.
- Вопросы оплаты труда.
- Трудовая дисциплина. Правила внутреннего трудового распорядка.
- Пенсионное законодательство.
- Рабочее время. Время отдыха.
- Законодательство об охране труда.
- Делопроизводство: новые формы учетной документации.
- Социально-психологическая компетентность партнеров в деловом общении.
- Тестирование как метод определения деловых и личностных качеств претендентов на должность. Определение коммуникативных и организаторских способностей.
- Формирование успешно работающей «команды» и оптимального психологического климата в коллективе.
- Определение творческого потенциала и творческого возраста кандидатов на должность.
- Психологические характеристики личности и их значение при найме на должность.
- Определение психотипов претендентов и их характеристики.
- Деловая беседа при приеме на работу.
- Учебная игра «Прием на работу».
- Формирование позитивного имиджа специалиста.
- Методики оценки деловых и личностных качеств работников.
- Вербальная коммуникация в профессиональной деятельности.
- Приемы убеждения в деловом общении.
- Актуальность курса. Коммуникативная и социально-психологическая компетентность руководителя.
- Определение уровня общительности у слушателей. Характеристика групп разного уровня общительности и специфика работы с ними.
- Управленческое общение. Психологические правила формулирования распоряжений. Условия правильного их понимания и принятия к исполнению.
- Определение у слушателей умения излагать свои мысли, умения говорить и слушать.
- Понятия и приемы аттракции, формирование положительного к себе отношения со стороны партнеров и подчиненных.
- Методика субъективной необъективной оценки своих профессиональных качеств.
- Речь руководителя как основное средство общения. Закономерности восприятия устной речи. Управление слушателями.
- Определение активной и пассивной лексики слушателей. Работа над интонационной выразительностью речи.
- Деловые переговоры. Приемы убеждения партнера. Некорректные приемы.
- Расчет эффективности вариантов предложений.
- Индивидуально-психологические аспекты поведения партнеров в деловом общении.
- Определение своего психотипа.
- Организация рабочего дня руководителя. Суточная работоспособность мозга. Управление на основе биоритмов.
- Определение своей эффективности работы.
- Деловой этикет. Деловые приемы как форма сотрудничества.
- Менеджмент в рыночной экономике: сущность, содержание, роль. Современная ответственная экономика и проблемы управления.
- Управление организацией (предприятием). Организация как социотехническая система. Внутренняя и внешняя среда организации.
- Информационное обеспечение управления. Система коммуникаций. Методы принятия и реализации управленческих решений.
- Функции менеджмента. Стратегическое направление. Организация взаимодействия и распределения полномочий.
- Мотивация и контроль в организации.
- Руководство и власть. Стили лидерства. Управление конфликтами в организации. Профессиональные и личностные качества менеджера.
- Менеджмент и эффективность деятельности организации. Инновационная программа менеджера. Управление рисками. Управление качеством труда и продукции.
- Зарубежный и отечественный опыт менеджмента.
- Тестирование. Анализ конкретных ситуаций.
- Деловая игра.